Последний полет Ю.А. Гагарина. Версии.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
XV Международные научные чтения имени И. И. Сикорского
23–26 апреля 2013 года

Последний полет Ю.А. Гагарина. Версии.

Рис. 1. Ю.А. Гагарин на предзащите. Источник. Белоцерковский С.М., Диплом Гагарина, М., Молодая гвардия, 1986 Рис. 1. Ю.А. Гагарин на предзащите. Источник. Белоцерковский С.М., Диплом Гагарина, М., Молодая гвардия, 1986

С момента гибели Юрия Гагарина прошло уже сорок пять лет. Но эти прошедшие годы для нас современников, свидетелей полета в космос Юрия Гагарина, нисколько не погасили той печали, которая постигла нас при появлении этого известия. 

Сразу же возникли вопросы. Как могли позволить ему летать? Почему не уберегли? Наконец, как все произошло? На первые вопросы ответ каждый дал себе сам. Поскольку это скорее вопросы риторические. Ну, как не разрешить летчику летать, если он молод и по состоянию здоровья годен к полетам? Как уберечь человека от несчастий вообще? Разве это возможно?
А вот последний вопрос — требовал ответа. И здесь простые суждения случайных людей уже не могли иметь такой решающей силы, как при ответах на первые два вопроса.
Погибли не просто два летчика. Юрий Алексеевич Гагарин занимал должность заместителя Начальника Центра подготовки космонавтов по летно-космической подготовке, Владимир Сергеевич Серегин был командиром полка, специально созданного для организации летной подготовки летчиков-космонавтов. Оба – Герои Советского Союза. (Рис.1 и Рис.2)

 Рис. 2. Герой Советского Союза В.С.  Серегин. Источник.[22]

На 27 марта планировалось два полета Юрия Гагарина с инструктором, и затем самостоятельный вылет. После него еще один полет самостоятельно.
Если говорить языком протокола, то задание на этот день для Ю. А. Гагарина выглядело так.
А) Выполнение двух контрольных полетов с одной заправкой:
— полет в зону по упражнению 2 КБП-ИА-67 (курс боевой подготовки истребительной авиации);
— полет по кругу по упражнению 3 КБП-ИА-67. 

Оба с контролирующим полковником В.С. Серегиным в задней кабине на самолете УТИ МИГ-15 с бортовым номером 18.
Б) После этого Ю.А. Гагарину было запланировано выполнить самостоятельно два полета по кругу по упражнению 4 КБП-ИА-67 продолжительностью по 30 минут каждый на самолете МИГ-17. [1]
(К.В. – Надо отметить, что вылет на самолете Миг-17, который намечался для последующего самостоятельного полета Ю.А. Гагарина, предполагался к облету в тот день летчиком капитаном А.Н. Хмелем, в соответствии с плановой таблицей полетов должен был состояться через три минуты после вылета самолета УТИ Миг-15 с Ю.А. Гагариным и В.С. Серегиным, но был отменен из-за обнаруженной неисправности – отказ электросистемы воздушных тормозов) [См., например, раздел 4. Руководство и обеспечение полета, в [2].
Самолет с экипажем Ю.А. Гагарин в первой кабине, и В.С. Серегин во второй кабине взлетел в 10 часов 18 минут. Запас топлива позволял совершать полет в течение примерно 30 минут. После взлета, сделав два разворота, летчики вышли на точку «Рубеж» и приступили к выполнению упражнения. Однако, выйдя на высоту 4200 метров и выполнив два координированных разворота, экипаж сообщил о выполнении задания. Голос Ю. Гагарина при этом был спокойный. Летчики принимают решение о возвращении на аэродром, хотя могли находиться в воздухе еще более 25 минут. Затем связь с самолетом прекратилась. Время окончания последнего сеанса связи было 10 часов 32 минуты 10 секунд. И экипаж более на связь не выходил.
Расследованиями занималось три комиссии. Первая возникла «стихийно» по получении известия о гибели самолета, в котором находились Ю.А. Гагарин и В.С. Серегин. Поскольку никто не хотел верить, что летчики не спаслись. Когда я написал стихийно, то имел в виду, что эта комиссия возникла по начальственной принадлежности, без официального оформления ее в виде какого-то руководящего указания. В эту комиссию вошли Н.П. Каманин, А.И. Кутасин и Л.И. Горегляд, генералы Н.Т. Пушко, Н.Ф. Кузнецов. [3] Они организовали первичный поиск места падения самолета.
Уже к вечеру 27.03.1968 была организована комиссия под руководством Первого заместителя Главнокомандующего ВВС генерал-полковника авиации Кутахова П.С. с участием Главного инженера ВВС генерал-полковника итс Мишука М.Н. и Начальника службы безопасности полетов генерал-лейтенанта авиации Еремина Б.Н. [см. 4]
Однако, учитывая общественную значимость произошедшей катастрофы, 28.03.1968 было принято Постановление Политбюро ЦК КПСС «Об образовании Правительственной комиссии для выяснения обстоятельств гибели летчика-космонавта СССР Героя Советского Союза, полковника Ю.А. Гагарина и Героя Советского Союза, инженер-полковника В.С. Серегина» (К.В.- №П77/27 от 28.03.1968 г.), на основании проекта, представленного 27.03.1968 А. Кириленко, Д. Устиновым, И. Капитоновым и А. Епишевым в Политбюро ЦК КПСС, оно было опубликовано в газете «Правда» от 29.03.1968 г. С датой выхода 28.03.1968 г.
В сообщении, опубликованном в печати, доводился состав комиссии, созданной «для выяснения обстоятельств гибели Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина»: Устинов Д.Ф. (председатель), Смирнов Л.В., Дементьев П.В., Якубовский И.И., Вершинин К.А., Захаров Н.С., Микоян А.И., Мороз И.М., Мишук М.Н., Еремин Б.Н.» [5]
Правительственная комиссия провела свое первое заседание в то же день 28.03.1968 г. В протоколе комиссии, заседавшей под председательством Д.Ф. Устинова, были указаны составы четырех подкомиссий по расследованию всех обстоятельств катастрофы: Подкомиссия по изучению летной подготовки экипажа, проверке организации и обеспечения полета самолета № 612739 27 марта 1968 г. (Еремин Б.Н. – председатель, Начальник службы безопасности полетов ВВС, 9 человек); Подкомиссия по изучению и анализу материальной части самолета УТИ МиГ-15 № 612739 и подготовки его к полету (Мишук М.Н. – председатель, главный инженер ВВС, 9 человек); Подкомиссия по проверке организации летной подготовки космонавтов Центра подготовки космонавтов (Пстыга И.И. – председатель, зав.главкома по боевой подготовке, 13 человек); Подкомиссия по подготовке общего заключения и доклада в ЦК КПСС (Смирнов Л.В. – председатель комиссии, заместитель Председателя Совета Министров СССР, 11 человек)

Рис. 3. Конечные условия полета самолета, принятые Госкомиссией в 1968 году. Источник. [22]

Всем подкомиссиям был определен срок окончания их работы до 15 апреля 1968 г., для подкомиссии, возглавляемой Смирновым Л.В., на которую была возложено оперативное руководство работой подкомиссий, был определен срок подготовки заключения и доклада в ЦК КПСС – 20 апреля 1968 года.
Специальным пунктом оговаривалась возможность председателям подкомиссий при необходимости привлекать к работе других специалистов. [См. 6]
Обращает на себя внимание то, что все подкомиссии имели нечетное число специалистов. Полагаю, что это был сделано намеренно, чтобы при голосовании не возникало ситуации равенства голосов в спорных ситуациях.
Разумеется, расследование такой катастрофы в силу ее огромного общественного резонанса велось с чрезвычайной тщательностью. Поэтому сроки, установленные первоначально и зафиксированные в протоколе Правительственной комиссии, заседавшей 28.03.1968 года, конечно, оказались нереальными.
Это видно из записки, подготовленной в недрах комиссии и направленной в ЦК КПСС за №ВП-12820сс только 30 августа 1968 года. Записку подписали Д. Устинов, Л. Смирнов, П. Дементьев, И. Якубовский, К. Вершинин, Н. Захаров, А. Микоян, И. Мороз, Б. Еремин, М. Мишук. [7]

Рис. 4. Траектории движения самолета на аварийном участке (вероятные), принятые Госкомиссией в 1968 году. Источник. [22].

Курсивом мы выделили тех, кто не был включен в первоначальный состав Правительственной комиссии, но оказались в ее составе при выходе Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 28 марта 1968 г., подписанного Секретарем Центрального Комитета КПСС Л. Брежневым и Председателем Совета Министров Союза ССР А. Косыгиным. Записка имела гриф «Сов.секретно». При публикации этого документа есть только отсылка на архивное место хранения, без указания формы единицы хранения – подлинник, копия.
Первая комиссия, по существу прекратила свою работу. Поскольку её состав был поглощён второй комиссией, которая работала по 12-14 часов в сутки до 31.03.1968.
В дальнейшем вся работа была сосредоточена в четырёх подкомиссиях, к работе в которых привлекалось большое число необходимых специалистов дополнительно.
В 2011 году достоянием общественности стали только два документа, итожившие работу этих комиссий:
Первый — Заключение и предложения Правительственной комиссии по выяснению обстоятельств гибели лётчика-космонавта СССР полковника Ю.А. Гагарина и инженер-полковника Серегина В.С. (К.В. – документ стал итогом работы четвертой подкомиссии и являлся Приложением к записке Л. Смирнова Д. Устинову №ВП-13/795 от 04.09.1968 г.) [8], подписанный тем же составом участников, что и записка, о которой мы уже говорили. При этом важно отметить, что Д.Ф. Устинов, хотя и был перечислен в списке подписавших, но Заключение и предложения не подписал. При публикации этого документа есть указание, что это подлинник.
Второй — Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О результатах выяснения выяснению обстоятельств гибели лётчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза полковника Ю.А. Гагарина и Героя Советского Союза инженер-полковника В.С. Серегина» (К.В. — №932-331 от 28 ноября 1968 г.), за подписями Секретаря Центрального Комитета КПСС Л. Брежнева и Председателя Совета Министров Союза ССР А. Косыгина. [9]
Обращают на себя внимание даты выхода этих документов: Записка с заключением – 04.09.1968 г.; Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР – 28.11.1968 г.
Потребовалось почти два месяца для подготовки Постановления. Отчасти это было связано с письмом, подготовленным космонавтами и направленными в адрес Секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова. Запись об этом письме в «Дневниках…» Н.П. Каманина» приведена с датой 02.08.1968 г. Письмо воспроизведено там же с пометкой: «Приводится по оригиналу, хранящемуся в архиве Н.П. Каманина». [10]

Рис. 5. Колосов Иван Акандинович. Фото Куприянова В.Н.

Об этом письме Л. Смирнов, писал в записке Д. Устинову №ВП-13/795 от 04.09.1968 г.: «Для рассмотрения вопросов, поставленных в письме группы космонавтов, была создана комиссия, результаты работы которой учтены при подготовке материалов», по-видимому, определенная борьба мнений продолжалась, хотя она и не афишировалась. Все это, как мы полагаем, затягивало выход Постановления.
В приложении к записке указывается, что все факты полета были выявлены комиссией в период «… с 28 марта по 20 мая с.г ….» [К.В. – 1968года] [11]

Рис.6. Белоцерковский С.М. и Ю.А. Гагарин во время обсуждения дипломной работы в Академии. Источник. Белоцерковский С.М., Диплом Гагарина, М., Молодая гвардия, 1986.

Результатом работы комиссии стало мнение о причинах катастрофы, которое при соответствующих оговорках в конечном итоге было сформулировано так: «…наиболее вероятной причиной аварии является выполнение резкого маневра… Резкий маневр привел к последующему попаданию самолета в закритический режим полета (режим полета при больших углах атаки, когда действие управляющих органов самолета становится малоэффективным) и сваливанию в условиях усложненной метеообстановки». [12] (Рис. 3 и Рис. 4)
Вместе с тем в Заключении и предложениях… в разделе «10. Анализ возможных траекторий движения самолета УТИ МиГ-15 при полете 27 марта 1968 года окончательное суждение выглядит так: «Учитывая отсутствие достаточно точных данных о времени, прошедшем с момента последней передачи полковника Гагарина Ю.А. до удара самолета о землю, задача по определению возможных траекторий движения самолета с высоты 4000 м в точку удара имеет множество решений». [13]

Все публиковавшиеся после катастрофы схемы с траекториями полета самолета основываются на зыбких основаниях, поскольку в разделе «4. Руководство и обеспечение полета» в «Заключении и предложениях…» указывается буквально следующее: «Контроль за полетом самолета экипажа полковника Гагарина Ю.А. осуществлялся лишь визуальным наблюдением по индикатору (ИКО) радиолокатора П-35 помощником руководителя полетов по приему майором Быковским В.Д. и контролировался дежурным штурманом смены подполковником Шеколовским Я.В. без фиксации на кальке и в журнале. Показания ИКО не фотографировались.
Маршрут полета самолета полковника Гагарина Ю.А. был проложен на кальке примерно через час этими лицами по памяти». (К.В. – выделено мною) [14]
Учитывая, что это заключение комиссии не было предано гласности, а также то, что гибель первого космонавта оставила очень глубокое потрясение в сознании многих людей, все эти годы появлялись различные версии объяснения возможных причин катастрофы.

Рис.7. Летчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза А.А. Леонов. Ист. Новости космонавтики, №5, 2000 г., стр. 63.

Рис. 8. Летчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза В.А. Шаталов. Источник[19]

Одна из них касалась самочувствия экипажа, будто бы не позволившая ему выполнять это полет.
Из моей беседы с врачом отряда космонавтов Колосовым Иваном Акандиновичем, у которого были хорошие личные отношения с Юрием Гагариным, мне известно, что и он, хотя был в тот день не на дежурстве, приехал в Чкаловскую и вместе с дежурным врачом перед полетом осмотрел Юрия Гагарина, и лично убедился в его нормальном самочувствии. При этом он остался на аэродроме, чтобы поздравить Юрия Гагарина после совершения им самостоятельного полета. Рассказ Колосова прямо отвергает все необоснованные домыслы о том, что Гагарин был не готов к полету по состоянию своего здоровья. [15] (Рис. 5)
Нами предпринята попытка дать краткий обзор других гипотез.
Поскольку, как всегда и бывает в катастрофах, речь можно вести речь только о вариантах развития ситуации. Мы приведем несколько гипотез, которые представляются нам заслуживающими внимания.
Первая. Катастрофа стала результатом нарушения дисциплины во время выполнения этого рокового полета. Она выдвигается, как имеющая право на существование, в работе Александра Эдуардовича Шерера, на основе свидетельств очевидцев, которые нам не представляются надежными. [16]

Вторая. Катастрофа стала итогом опасного сближения с другим самолетом (первая версия разрабатываемая Сергеем Михайловичем Белоцерковским и Алексеем Архиповичем Леоновым) или последствием воздействия на самолет, пилотируемый Ю.А. Гагариным и В.С. Серегиным, со стороны другого самолета, например, при переходе им звукового барьера, что привело к сваливанию в штопор и столкновению с землей (более поздняя версия, разрабатываемая А.А. Леоновым). Вариантом этой гипотезы является точка зрения, высказанная Владимиром Александровичем Шаталовым, о возможном разрушении остекления кабин в результате воздействия другого самолета при переходе им звукового барьера, что привело к кратковременной потере сознания экипажем, повлекшей за собой его гибель при столкновении с землей. [17, 18, 19] (Рис. 6, 7, 8)

Рис. 9. Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, многолетний руководитель летно-испытательного отдела и подготовки космонавтов в ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия») С.Н. Анохин [20]

Третья. Эту версию высказывал известный испытатель Сергей Николаевич Анохин в частной беседе с космонавтом Владимиром Викторовичем Аксеновым, который был по своему первому образованию летчиком. Она сводится к нескольким моментам. [20] (Рис. 9,10)

Рис. 10. Летчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза В.В. Аксёнов [20]

Во-первых, усложненная для выполнения полетного задания метеорологическая обстановка с расположением верхнего края почти сплошной облачности на высоте примерно около 4 км и нижнего края на высоте 600 метров от поверхности Земли.
Во-вторых, недооценка летчиками, в первую очередь В. Серегиным [К.В. он был командиром, осуществлявшим вывозной полет] сложной метеорологической обстановки.

В-третьих, неожиданное попадание в сплошную облачность на большой скорости в режиме интенсивного снижения и как следствие невозможность устойчивого пилотирования самолета по приборам пространственного положения.

В-четвертых, недостаток высоты от нижней кромки облаков до Земли для вывода самолета из пикирования.Четвертая. Эту гипотезу очень тщательно проработал Игорь Иванович Кузнецов. (рис. 11) Им исследованы многие обстоятельства катастрофы, позволившие по новому интерпретировать многое из известного ранее. И главное, установить новые факты, развития катастрофы. [21, 22] (рис. 12)

Её можно свести к нескольким моментам.
Катастрофа стала следствием обнаружения экипажем негерметичности кабин, заставившим изменить план полета.
При резком пикировании при возвращении в более плотные слои атмосферы произошла потеря работоспособности экипажа на короткое время.

Рис. 11 Игорь Иванович Кузнецов. [22].

Рис. 12. Новая схема конечных условий полета самолета Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина (Рис. 2003 г.). [22].

Анализ развития катастрофы показал, что снижение шло со значительной скоростью, превышающей установленную с 1975 года допустимую скорость снижения в подобных случаях в 50 метров в секунду. В 1968 году такого ограничения не было.

При этом, когда экипаж смог начать управлять самолетом, он еще не мог понять, что самолет встречается с землей, поэтому положение частей тел членов экипажа, установленное комиссией, соответствовало активному пилотированию, так как экипаж не успел осознать опасности после восстановления своей работоспособности.

Эти специалисты имеют большой опыт расследования авиакатастроф, многие из них были участниками той комиссии, которая расследовала гибель экипажа Юрия Гагарина и Владимира Серегина.
Поэтому можно сказать, что к гибели привело трагическое стечение обстоятельств, которое не является тайной, если ее не хочется отыскать в любом событии нашей жизни.
А если искать, то вся наша жизнь полна тайн, которые никто и никогда не выяснит и не разрешит.

Литература:

1.Леонов А.А., Титов Г.С., Микоян С., Петров С., Пушкин А., Белоцерковский С.М., Майоров А., Сигов П., Сосунов А., Гибель Гагарина. Домыслы и факты, Совершенно секретно, № 8, 1990, стр. 4 – 5.
2.Приложение к Записке Л. Смирнова Д. Устинову, ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Правительственной комиссии по выяснению обстоятельств гибели летчика-космонавта СССР полковника ГАГАРИНА Ю.А. и инженер-полковника СЕРЕГИНА В.С., АП РФ. Ф3. Оп.78.Д. 1058. Л. 84 — 112. При публикации статус документа указан — Подлинник, (при дальнейшем цитировании – Приложение к записке Л. Смирнова Д. Устинову) цитирую по Вестник Архива Президента Российской Федерации, Советский Космос. Специальное издание к 50-летию полета Юрия Гагарина, Москва, Вестник Архива Президента Российской Федерации издан на базе ФГУ «Редакция журнала «Родина» при содействии Германского исторического института в Москве, 2011, стр. 680, тираж 800 экз. При дальнейшем цитировании – Вестник Архива Президента.
3. Каманин Н.П… Скрытый космос, книга третья. М., ООО ИИД «Новости космонавтики», 1999, стр. 196, тираж 1000 экз.
4. Записка И. Якубовского, М. Захарова и К. Вершинина в ЦК КПСС от 27 марта 1968 г., №195, АП РФ. Ф3. Оп.78.Д. 1058. Л.2. Подлинник, цитирую по
Вестник Архива Президента, стр. 658 — 659.
5. Постановление Политбюро ЦК КПСС за номером П77/27, от 28.03.1968 г. «Об образовании Правительственной комиссии для выяснения обстоятельств гибели летчика-космонавта СССР Героя Советского Союза, полковника Ю.А. Гагарина и Героя Советского Союза, инженер-полковника В.С. Серегина», АП РФ. Ф3. Оп.78. Д. 1058. Л.12-13. Выписка из протокола на бланке, цитирую по Вестник Архива Президента стр. 661-662.
6. Протокол №1 заседания Правительственной комиссии для выяснения обстоятельств гибели летчика-космонавта СССР Героя Советского Союза, полковника Ю.А. Гагарина и Героя Советского Союза, инженер-полковника В.С. Серегина, образованной постановлением ЦК КПСС 28 марта 1968 г., АП РФ. Ф3. Оп.78. Д. 1058. Л.14-16. Подлинник, цитирую по Вестник Архива Президента, стр. 662-663.
7. Записка Д. Устинова, Л. Смирнова, П. Дементьева и других в ЦК КПСС, АП РФ. Ф3. Оп.78.Д. 1058. Л. 77-83. При публикации статус документа не указан, цитирую по Вестник Архива Президента, стр. 673 — 676.
8. Записка Л. Смирнова Д. Устинову, АП РФ. Ф3. Оп.78.Д. 1058. Л. 84 — 112. При публикации статус документа указан — Подлинник, цитирую по Вестник Архива Президента Российской Федерации, стр. 676 — 689.
9. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О результатах выяснения выяснению обстоятельств гибели лётчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза полковника Ю.А. Гагарина и Героя Советского Союза инженер-полковника Серегина В.С.», АП РФ. Ф3. Оп.78.Д. 1058. Л. 72 — 75. Заверенная копия на бланке, цитирую по Вестник Архива Президента, стр. 690 — 691.
10. Каманин Н.П… Скрытый космос, книга третья. М., ООО ИИД «Новости космонавтики», 1999, стр. 263- 265, тираж 1000 экз.
11. Приложение к записке Л. Смирнова Д. Устинову, цитирую по Вестник Архива Президента, стр. 677.
12.Приложение к Записке Л. Смирнова Д. Устинову, цитирую по Вестник Архива Президента, стр. 687.
13.Приложение к Записке Л. Смирнова Д. Устинову, Вестник Архива Президента, стр. 683.
14.Приложение к Записке Л. Смирнова Д. Устинову, цитирую по Вестник Архива Президента, стр. 680.
15. Колосов И.А., частное сообщение.
16. Шершер Э.А., Тайна гибели Гагарина, Минск, Харвест, 2006, стр. 15, тираж 3000 экз.
17. Белоцерковский С.М., Леонов А.А., Последний полет, М., Наука и жизнь, № 5, 1987, стр. 74 – 84.
18. Федоренко Е., «Алексей Леонов: «За правду о гибели Юры я боролся четверть века», Культура. 22-28.03.2013, № 10 (7858), тираж 19600 экз.
19. Шаталов В.А., Космические будни, М., Машиностроение, 2008, стр. 30 — 44, тираж 1000 экз
20. Аксенов В.В., Дорогами испытаний. Заметки конструктора и космонавта – от первого спутника и до наших дней. М., «Вече», 2009, стр. 252 – 264, тираж 5000 экз.
21.Кузнецов И.И., Расследование… 35 лет спустя, М., Отдел оперативной полиграфии ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2005, стр. 17, тираж 300 экз.
22.Кузнецов И.И., Расследование--- 40 лет спустя, М., отпечатано в тип. «Угрешская типография, 2007, тираж 1000 экз.

Опубликовано:
Куприянов В.Н., Последний полет Ю.А. Гагарина. Версии.
Петербург – колыбель российской авиации. Материалы двенадцатых, тринадцатых и четырнадцатых Международных чтений имени И.И. Сикорского. Сборник докладов. СПб ГУГА, Музей Гражданской авиации в Санкт-Петербурге, СПб, 2013, с. 156 – 165, тираж 100 экз.