Воспоминания очевидца, подводника А. Ефремова
11 декабря 1965 года флотилию подводных лодок посетил первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Он вышел в море на К-35 и записал в журнал и такие слова: «Отличный боевой корабль. Большая честь служить на нем. Товарищи моряки! Вам доверено грозное боевое оружие. Умело владейте им. Зорко охраняйте границы нашей Родины, мирный труд наших людей. Будьте продолжателями славных боевых традиций североморцев!»
«В тот далёкий 1965 год я был назначен помощником командира на атомную подводную лодку. Посвящение в подводники проходило под зорким оком политорганов, ну мы его посвятили в подводники, но немного не по правилам.
Почему выбор пал на нашу лодку, не знаю.
Но перед выходом нас, командира, меня и механика, замучили всякого рода инструктажами. Они требовали не погружаться ниже перископной глубины.
Чтобы стать настоящим подводником, знаешь, надо поплавать на рабочей глубине, для нашего проекта это 240 метров (от админа, не знаю откуда взял очевидец эту цифру, при любом погружении посвящают в подводники не зависимо от её глубины). Мы эту глубину должны были имитировать докладами. Сделали это, уведя Юрия Алексеевича из центрального поста, где у него перед глазами были боцман на рулях и глубиномеры. А он лётчик, и ему всё это знакомо…Предварительно ему разрешили посмотреть в перископ, после чего он сказал: «И через этот маленький глазок Вы сообщаетесь с миром?».
Ему все наперебой стали объяснять устройство лодки, свита была внушительной, «знатоков» было, хоть отбавляй, все хотели попасть в историю. Ох, уж эта история, в неё вляпаешься, потом… не отмоешься. Нам надо было с командиром доводить «спектакль» до конца.Всё прошло на высоте, без всяких издержек. Но, на мой взгляд, Юрий Гагарин понимал всё, но принял правила навязанной ему игры.
Через полтора часа всплыли, пообедали в кают-компании, поговорили на различные темы, поздравили Юрия Гагарина со вступлением в братство подводников, чему он был несказанно рад. В честь этого события подарили ему нашу канадку (кожаная куртка из овчины, непременный атрибут офицеров-подводника). Подарком он остался доволен, сказав, что ему в ней было бы гораздо удобнее в Космосе, чем в скафандре.
Вот так мы свозили первого космонавта в океан. И не его и не наша вина, что он так и не побывал на глубине 240 метров…
А мужик он настоящий, понимающий, наш ровесник, но вынужденный подыгрывать дядькам из политотдела…»
P.S. Воспоминания очевидцев, через много лет, всегда несколько искажены, но правда где-то рядом. Юрий Алексеевич в те времена где только не был. Но память на флоте о его визите живет и сейчас. Когда-то попав на Б-35 с какой-то проверкой, я с удивлением узнал, что именно на этой лодке выходил в море Гагарин. До 1996 года, Б-35 стояла в губе Ара (Видяево) находясь в отстое, ну и как все „пожилые“ корабли, была уничтожена металлоломщиками в 2005 году.